Каталог Акции Распродажа Новости Контакты
акуласеть магазинов подводного снаряжения
Анапа
ул. Крестьянская 27 к1
+7 (918) 385-77-20
Краснодар
ул. Ставропольская 223
+7 (918) 417-96-86
Дайвинг-центр

Места погружений

 

Объект и его описание

Район расположения

Время хода

Глубина

Видимость

1

Горгиппия

Сукко

1 час

17 м

5-15 м

2

Природный ландшафт

Большой Утриш

С берега

10-15 м

5-15 м

3

Природный ландшафт

Малый Утриш

2 часа

5-35 м

5-15 м

4

"Лысая" гора

"Лысая" гора

40 мин

10 м

10 м

5

Маяк

Анапа, веха, берег

20 мин

10 м

10 м

6

"Одесский горсовет"

Витязево

1 час

3-8 м

3-15 м

7

"Куйбышев"

Благовещенская

2 часа

3-13 м

10 м

8

"Мария-Магдалина"

Бугазская коса

2 часа 30 мин

2-15 м

10 м

 

 

Горгиппия

В мае 1920 г. была затоплена белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных). 18.01.1921 г. сдана Главоду. В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. Участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции (25-31 декабря 1941 г.).

В начале февраля 1943 г. «Горгиппия» обеспечивала высадку десанта в районе долины р. Сукко. По официальной версии советской военной истории, этот десант, как и несколько других (в районе о. Солёное, м. Железный Рог, н. п. Благовещенская, г. Анапа), – были демонстративными. Однако наличие большого количества боеприпасов на судах высадки свидетельствует о более грандиозном качестве десанта.

 По неофициальным данным эта десантная операция была одной из основных, которая по замыслу командования Черноморского флота обеспечит окружение немецкой группировки в районе г. Новороссийска и станет препятствием для эвакуации противника в Крым через Керченский пролив.

         Десантная операция сорвана сокрушительным огнём артиллерии при поддержке авиации противника, а десант разгромлен. По всей видимости, хорошо «сработала» вражеская разведка, т. к. немецкая оборона была организована именно в том месте, где планировалась высадка десанта.

         Самоходная землеотвозная шаланда «Горгиппия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины.

         В 1982 году шаланду обнаружили водолазы НЭКМ (Научно-эксперементального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних – винтовки, пулемёты Дегтярёва, в задних – гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом.

         Наверх подняли сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием «Ленинград». В 1983 году по заданию КГБ из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза.

         В трёхболтовом снаряжении на объекте проведены водолазные работы по разгрузке грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Было поднято около 6 т взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва (недалеко от н. п. Сукко), но и теперь в трюмных отсеках находится некоторое количество боеприпасов.

Судно находится на глубине 18 метров, на ровном киле с курсом 180o на расстоянии 600 метров от берега. Объект представляет собой грязеотвозную паровую самоходную шаланду, построенную из металла.

Длина 42 метра, ширина 8,5 метров, высота борта от грунта 5 метров. В носовой части находится брашпиль (механизм отдачи и подъёма якорей). Далее – бимсы, карлингсы (поперечные, продольные подпалубные балки) верхней палубы, под которой располагался кубрик команды.

Сразу за кубриком находятся пять открытых грузовых отсека. По углам трюмного отделения расположены грузовые лебёдки с цепями, которые приводились в действие паровыми механизмами и открывали (закрывали) грузовые люки трюмных отсеков.

В кормовой части, за грузовыми отсеками находится паровой котёл и паровая машина. Машинное отделение расположено левее продольной оси судна, а справа от него – камбуз. Зимой 2003 года набор шпангоутов и бимсов над камбузом обломился со стороны кормы и упал. Возможно проникновение в машинное отделение и камбуз, где всегда присутствует естественное освещение. Кормовой отсек неглубокий, уровень палубы определяет «сетка» из 7 бимсов и карлингсов.

Справа по борту лежит наполовину занесённая песком паровая труба. Все трюмные отсеки покрыты толстым слоем ила, что грозит серьёзной потерей видимости при традиционной работе ластами. Почти все поверхности судна покрыты мидией.


Одесский Горсовет

Точной даты гибели (вероятней всего – зима 1941-1942 гг.), как и достоверного названия судна неизвестно. В Боевой летописи ЧФ 1941-1942 годов и 1943 года упоминаний о потери судна с таким названием нет. Сухогруз мог не находиться в составе ЧФ.

Об истории «Одесского Горсовета» известно очень мало. В основном, все сведения были получены дайверами, которые часто посещают остов судна,  и от местных жителей.

 По одной из наиболее «популярных» описаний судьбы сухогруза «Одесский Горсовет» был построен в начале 1930-х годов и являлся обычным «рядовым» судном. С началом Великой отечественной войны небольшие (по грузоподъемности и своим линейным размерам) плавсредства превратились в грузовые баржи, которым отводилась роль «снабженцев» фронта (доставка оружия, провизии, снаряжения) и тыла (здесь ключевую позицию занимал вопрос продовольствия).

 Экипажу «Одесского Горсовета» предстояло выполнить не менее ответственное задание, которое заключалось в перевозке мешков муки голодающим жителям Анапы. Неизвестно, сколько успешных рейсов удалось сделать команде этого сравнительно небольшого рабочего судна. Неизвестны и многие другие подробности, например:  причина затопления (существуют 2 основных версии: авианалёт и торпедная атака).

 Если быть более объективным в вопросе исследования «Горсовета», то можно сделать неоднозначный, неутешительный вывод: неизвестного в судьбе сухогруза значительно больше, нежели документально установленных фактов.

В настоящее время «Одесский Горсовет» лежит на глубине 5-6 метров в 290 метрах от береговой линии поселка Витязево. Ныряльщики могут увидеть сохранившиеся на судне люки трюмов, якорь, механизм тросовой лебедки, надстройку полубака, грузовую палубу, трехлопастный винт и внушительное перо руля. Поверхность сухогруза покрыта водорослями и раковинами мидий. Одесский Горсовет затонул после войны с грузом цемента во время сильного шторма. Часть экипажа пересидела непогоду на борту , а часть поплыла к берегу на подручных средствах. Были погибшие. Двое получателей груза пересидели на борту и выжили. Экипаж был одесский и погибшие были одесситами.


Танкер Валерий Куйбышев

В 1918 году 18 июня на рейде Цемесской бухты экипажами Черноморской эскадры были затоплены 12 боевых кораблей и 7 крупных транспортов.

Вопреки приказу каперанга Тихменева следовать в Севастополь и далее в Кронштадт для передачи кораблей и судов ЧФ Кайзеровской Германии, часть экипажей решили не сдаваться. В лучших традициях Русского Флота моряки предпочли уничтожение своих кораблей позорной сдаче.

Одним из затопленных судов был танкер «Эльбрус». В 1919 г. танкер обнаружили англичане, но не смогли его поднять с глубины 24 метра, нанеся новые повреждения. В 1925 г. – поднят водолазами ЭПРОН (Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения – основана ОГПУ в декабре 1923 г.).

После ремонта танкеру дали имя «Валериан Куйбышев». Он вошёл в состав ВМФ. Во время ВОВ участвовал в операциях Черноморского флота. В марте 1943 г. танкер «В. Куйбышев» с грузом 4000 т. керосина следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров под прикрытием истребительной авиации.

В 19.00 при подходе к Керченскому проливу был атакован 5 самолётами-торпедоносцами противника, два из которых – сбиты зенитной артиллерией и истребителями прикрытия. Одна из трёх сброшенных самолётами торпед попала в танкер, который загорелся, затем сдрейфовал на отмель в район банки Мария Магдалина, где взорвался, разломился на две части и затонул. Пожар продолжался более недели. Погибло 24 члена экипажа, 32 человека спасены катерами охранения.

В настоящее время носовая и кормовая части находятся (на глубине 10 – 12 и 8 – 13 метров, соответственно) в 200 метрах от берега напротив Бугазской косы, недалеко от благовещенской погранзаставы. В спокойную погоду обе части танкера видно с поверхности, как тёмные пятна на воде. Кормовая часть (2/5 общей длины) находится ближе к берегу (200 м). К ней рыбаки бывшего кефалевого хозяйства иногда крепят свои сети. На корме имеется рубка. Перед рубкой находится танкерное хозяйство – ёмкости, трубопроводы, открытые колодцы со змеевиками. Ближе к месту разлома находится надстройка. В помещения надстройки возможно проникновение, вплоть до поверхности на глубину 1,2 – 1,5 м.


«Мария Магдалина»

"Мария Магдалина" - место стоянки античных судов — с фрагментами древнего судна, предположительно, греческой галеры. Необыкновенной красоты природный ландшафт "Марии Магдалины". От станицы Благовещенская на катере в районе Бугазской косы. Глубина от 2 до 15 метров. Можно увидеть множество разнообразных рыб, крабов и других обитателей Черного моря.


распродажа
все товары распродажи
Оставь свои проблемы на берегу!
новости
наши партнеры